|
Профессор И.А. Ильин
БЕЛАЯ ИДЕЯ
Белое дело не нами началось,
не нами и кончится. Но силою исторических судеб нам пришлось
поднять ныне его знамя в России и мы несем это знамя с чувством
величайшей духовной ответственности. Не мы создали его: оно
древне, как сама Русь; мы только стали под него, опять как
бывало, в час смуты и разложения. Мы знаем тех вождей и
строителей русского национального дела, которые не раз на
протяжении русской истории становились под это знамя, скликали
верных сынов родины и, претворяя чувство в волю и слово в дело,
выводили Россию из бед и опасностей. Мы знаем эти имена и эти
деяния; и знание это только усиливает и углубляет наше чувство
ответственности и повышает те требования, которые мы сами к себе
предъявляем. Но именно продолжение этой традиции пробуждает в
нас надежду, что мы сумеем быть достойными этого знамени; что
честна и грозна будет наша борьба под ним; что мы донесем его до
конца и передадим его нашим детям. Мы знаем, что на нем
начертано. Мы знаем к чему оно нас обязывает. Но мы знаем также,
что в верности ему – спасение и возрождение России. Мы стали под
его знамя потому, что иначе мы не могли и не хотели; ибо нас
поставила под него любовь к России, которая сильнее нас, и честь
России, без которой жизнь на земле теряет для нас цену. Это мы
чувствовали с самого начала; с тою же силою мы чувствуем это и
теперь. Наши братья, замученные в подвалах и павшие в боях, –
засвидетельствовали это жизнью и смертью. И поэтому, куда бы ни
привела нас белая борьба, мы, прежде всего, с благоговением
вспоминаем о них.
В едином, общем деле они
опередили нас; они уже совершили и победили; они донесли наше
знамя до конца и показали, как можно и должно строить родину,
умирая за нее. Их дух, их деяния, их слова живы среди нас; мы
помним их; мы гордимся ими; мы сами хотели бы совершить то, что
они совершили. И поэтому мы стремимся, прежде всего, сохранить
историческую правду об их деяниях, подлинную правду о том, что
было: какие события вызвали белую борьбу, как она началась и
возникла; чего хотели, что думали и что совершали те, которые
становились под белое знамя. Мы знаем, что эта строгая и
подлинная историческая правда таила в себе с самого начала ту
духовную правду, ту идею и правоту, которой они служили и
которой мы будем служить и впредь. И вот, пусть повествования
нашей Летописи вскроют помыслы, цели и деяния белой борьбы, ее
прорывы и подвиги, ее победы, неудачи и заблуждения. И вскрытые
неудачи пусть дадут нам лучшее разумение белого дела; а вскрытые
заблуждения пусть оттенят чистоту и верность нашего знамени и
нашей идеи. И пусть на этом пути правда истории осветит правоту
духа.
То, чего мы ищем – это не
пристрастное восхваление, и не замалчивание, и не преувеличение;
но историческое освещение и умудрение. Белая борьба нуждается в
летописи, а не в идеализации; в верном самопознании, а не в
создании легенды; в удостоверении, а не в искажении. То, что
было, то было в действительности; и никто никогда не отнимет у
нас бывшего и не вычеркнет его из истории России. Мы хорошо
знаем, какие духовные ключи породили белое течение наших дней,
какие чувства и намерения одушевляли его деятелей, к каким
деяниям это их вело и приводило. Нам надлежит лишь удостоверить
прошлые исторические факты и тем вернее и глубже раскрыть
движущую идею белой борьбы, а грядущие события и беспристрастная
история доделают и допишут остальное.
Движущая идея белой борьбы
проста, как сердце честного патриота; сильна, как его воля;
глубока, как его молитва о родине. Она вела белых с самого
начала; и тогда, когда их сознание не могло еще сформулировать
ее; она поведет их и далее, после того, как она будет до конца
осознана и выговорена. Без нее вооруженная белая борьба была бы
обычною гражданскою войной; с ней и через нее – она возрождала
древнюю русскую патриотическую традицию и знаменовала зарождение
новой, государственно-здоровой России… В то время, когда
вооруженная борьба только еще начиналась, бывало так, что
борющиеся вливались в нее по отрицательному признаку; по
признаку неприятия коммунистической революции. Однако, бороться
с коммунистами можно было по разным побуждениям и мотивам, – и
личным, и партийным, и имущественным, и мстительным; и те, кто
боролись по этим не белым побуждениям, бывали, конечно,
драгоценны в сражении, но бывали и опасны для белого дела вне
боя… Но тогда уже многие, очень многие, именно те, кто
составляли основное, неутомимое ядро борцов, носили в своем
сердце то положительное, – простое, сильное и глубокое, – что
образует природу белого сердца и белой воли. С тех пор неудачи и
испытания, соблазны слева и справа – отметали и отвевали все
шаткое и небелое от крепкого и белого. Время шло. Те, кто
выдержали горнило боя и разоруженного лагеря, вступили затем в
горнило черной работы и рассеянного изгнанничества. Это горнило
еще не изжито нами. Но, может быть, не за горами и его конец и
тогда круг подготовительных испытаний будет нами пройден. И
сквозь весь этот круг мы пронесли и пронесем наше знамя, нашу
идею, простую, сильную и глубокую.
Эта идея выношена нами в
военной борьбе с революцией и коммунизмом; но белое дело не
исчерпывается этой борьбою и не сводится к ней. Вот уже шесть
лет, как белая армия лишена оружия и не сражается с
коммунистами; а ее дух не поколеблен, ее цели не померкли, ее
бытие не потеряло смысл. И дух ее, и смысл ее будут жить
неумаленными и в том случае, если исторические судьбы не
приведут ее в дальнейшем к возобновлению прервавшейся
вооруженной борьбы. Белое дело по необходимости велось и, может
быть, будет вестись и далее – мечом; но меч совсем не есть его
единственное оружие. Белый дух будет верен себе и в гражданском
служении, и в созидающем труде, и в воспитании народа. Пройдут
определенные сроки, исчезнут коммунисты, революция отойдет в
прошлое; а белое дело, возродившееся в этой борьбе, не исчезнет
и не отойдет в прошлое: дух его сохранится и органически войдет
в бытие и строительство новой России. Ибо возродившееся в
отрицании, белое дело отнюдь не исчерпывается отрицанием; собрав
свои силы в гражданской войне, оно отнюдь не питается
гражданскою войною, не зовет к ней во что бы то ни стало и не
угасает вместе с нею; пробужденное революцией, оно отнюдь не
сводится к «контр-революции»; борясь против гибельной химеры
коммунизма, оно отнюдь не выдыхается вместе с этой химерой;
восставая против интернационала и его предательства, оно имеет
свой положительный идеал родины. Поэтому, неправы все те, кто
думает или говорит, что белое дело есть то же самое, что
«вооруженная контрреволюция».
Эта неправда связана с
другою такою же неправдою, будто белое дело есть дело
«сословное» и «классовое», дело «реставрации» и «реакции». Мы
знаем, что есть «сословия» и «классы», особенно сильно
пострадавшие от революции. Но ряды белых борцов всегда
пополнялись и будут пополняться совершенно независимо от личного
и сословного ущерба, от имущественного и социального убытка. И в
наши ряды с самого начала становились те, кто все потерял, и те,
кто ничего не потерял и все мог спасти. И в наших рядах с самого
начала были и будут до конца люди самых различных сословий и
классов, положений и состояний; и притом потому, что белый дух
определяется не этими вторичными свойствами человека, а
первичным и основным – преданностью родине. Белые никогда не
защищали и не будут защищать ни сословного, ни классового, ни
партийного дела: их дело – дело России – родины, дело русского
государства. И самая белизна личной воли определяется именно
этой способностью – жить интересами целого, бороться не за
личный прибыток, а за публичное спасение, потопить и сословное и
классовое, и партийное дело – в патриотическом и
государственном. И понятно, что те, кто не приспособлен к этому,
– не выдерживают и обсыпаются налево и направо.
Подобно этому, белое дело
никогда не было и не будет делом «реставрации» и «реакции». Быть
может, есть люди, которые желали бы механически поставить все на
старое место, но среди нас нет таких людей. Мы не политическая
партия и не обязаны иметь выработанную политическую программу;
среди нас есть место людям различных уклонов, оценок и влечений.
Но суровая борьба научила нас глубже всматриваться в
исторические события и трезво оценивать условия реальной жизни.
И поэтому мы свободны и от революционных, и от реакционных
предрассудков; и то, чего мы желаем для России, это – исцеление
и возрождение, здоровье и величие, а не возврат к тому
недугующему состоянию, из которого выросла революция со всем ее
позором и унижением.
Придет время, когда белое
движение примет форму патриотического ордена и породит
национальную политическую партию. Сейчас это время еще не
пришло: белая организация еще оторвана от своего
государственного лона; она еще не освободила Россию. И потому
она имеет и должна иметь ныне форму невооруженной армии,
облеченной в ризу «Обще-Воинского Союза». Эта организация не
завершила еще своего исторического испытания. И задача ее ныне
состоит в том, чтобы углубить, очистить и укрепить свой дух,
соблюсти свои личные силы и свою организацию, осознать свою идею
и пребыть до конца в верности своему знамени.
Белое дело требует, прежде
всего, белого духа. Утратить дух, значило бы утратить все;
соблюсти и укрепить его, значит спасти главное и выполнить нашу
историческую миссию. Дух может и не иметь политической
программы; но он имеет свои основоположения, свои неоспоримые
аксиомы. Формулировать эти аксиомы значит вы-говорить нашу идею.
Эта идея редко нами выговаривается; но живет она во всех нас, в
нашем чувстве, в нашей воле, в наших поступках. Это значит, мы
живем ею. И вот, эта жизнь – вера в нее, борьба за нее, смерть
за нее и составляет наше белое дело. И главной нашей заботой
должно быть ныне то, чтобы белое дело, жившее и до нас, но не
раз затеривавшееся в истории России, сохранилось после нас и
творчески вошло в жизнь нашей родины. Ибо мы должны быть
уверены, что если бы Россию вела белая идея, то не было бы вовсе
революционного крушения; и если бы белые девизы владели русскими
сердцами, то Россия и ныне цвела бы во всей своей духовной
красоте и во всем своем государственном величии.
По глубокому смыслу своему
белая идея, выношенная и созревшая в духе русского православия,
есть идея религиозная. Но именно поэтому она доступна всем
русским – и православному, и протестанту, и магометанину, и
внеисповедному мыслителю. Это есть идея борьбы за дело Божие на
земле; идея борьбы с сатанинским началом, в его личной и в его
общественной форме; борьбы, в которой человек, мужаясь, ищет
опоры в своем религиозном опыте. Именно такова наша белая
борьба. Ее девиз: Господь зовет, сатаны убоюсь ли?
Поэтому, если белые берутся
за оружие, то не ради личного и частного дела и не во имя свое:
они обороняют дело духа на земле и считают себя в этом правыми
перед лицом Божиим. Отсюда религиозный смысл их борьбы: она
направлена против сатанинского начала и несет ему меч; но
внутренно она обращается к Богу и возносит к нему молитву.
Господь не влагает нам в руки меч; мы берем его сами. Но берем
его не ради себя и сами готовы погибнуть от взятого меча. И из
глубины этой духовной трагедии мы обращаем к Нему наш взор и
нашу волю. И в жизни наша борьба и наша молитва являются единым
делом. Девиз его: моя молитва, как мой меч; мой меч, как
молитва.
Это означает, что белая идея
есть идея волевая. Пассивный мечтатель, колеблющийся,
сентиментальный, робкий – не шли и не пойдут в белые ряды. Белый
– человек решения и поступка, человек терпения, усилия и
свершения. Жизнь есть для него действие, а не состояние; акт, а
не стечение обстоятельств. Ему свойственно двигаться по линии
наибольшего, а не наименьшего сопротивления. Ему свойственно не
созерцать свою цель и не мечтать о ней, а пробиваться к ней и
осуществлять ее. Поэтому его девиз: умей желать, умей дерзать,
умей терпеть. И еще: в борьбе закаляюсь, в лишениях крепну.
И все это во имя идеала,
которому белое сердце предано, во имя которого белая воля
напряжена. Жизнь без идеала, жизнь безыдейного авантюриста и
карьериста непонятна и отвратительна белой душе. Белый живет
чем-то таким, чем поистине стоит жить, стоит потому, что за это
стоит и умереть. Этот идеал для него не мечта, а волевая задача;
не предмет пассивного воображения, а предмет живых усилий. Он
любит его огнем своей души и любовь эта может стать грозою. И
поэтому девиз его: грозная любовь, честная борьба.
Это значит, что белый дух
покоится, прежде всего, на силе личного характера. Люди
слабохарактерные и бесхарактерные, ни в чем на смерть не
убежденные, с двоящимися мыслями и нецельными желаниями – или не
шли в ряды белых, или скоро уходили из них. Напротив, человек с
характером всегда находил себе здесь братьев по духу. Характер
белого состоит в том, что он предан своей святыне; из нее
вырастает его жизненное слово; а за словом следует его дело. Он
верит в то, что исповедует; и делает то, что говорит. От этой
цельности – его сила; от этой силы – его самообладание. От
цельности и самообладания – его жизненная прямота и его
презрение ко всяческим нашептам, ко всякой лжи, кривизне и
интриге. И поэтому его девизы гласят: моя святыня, мое слово,
мое дело. И еще: владею собою. И, наконец, с поднятым забралом.
Но всюду, где живет и дышит
сила подлинного характера, она несет человеку драгоценные дары:
достоинство, свободу, и дисциплину. И по этим дарам каждый из
нас может и должен всегда проверять, насколько его характер уже
развился и окреп.
Наше достоинство в том, что
мы блюдем в себе нашу святыню. Она наш духовный Кремль; в
служении ей слагается наша жизнь; к ней мы обращаемся в трудные
минуты нашей жизни; она дает нам уверенность и силу. Она дает
нам способность быть, а не казаться; и этому девизу мы должны
быть верны до конца. Святыня веры и родины – вот наше
достоинство и честь. И тот, кто имеет ее, тот блюдет себя и свое
уважение к себе, тот сохраняет свое благородство во всех
жизненных положениях: и в изгнании, и в черной работе, и в
нищете, и в опасности. Ему дорога его честь, а не почести; таков
его девиз и искушения честолюбия не уведут его на кривые пути.
Наша свобода в том, что мы,
согласно великим заветам нашей церкви, сами любим и сами видим
то, во что мы верим, как в святыню. Наша святыня живет в нас; мы
преданы ей без всяких приказов и понуждений, без всяких
разрешений и запретов. Мы духом не рабы; мы свободны духом –
свободны верою, чувством и волею. Поэтому мы и не приняли с
самого начала ига революционной черни и коммунистического
рабства; но восстали за свободу, которая стала нашим девизом, за
священное право молиться, любить, творить и умереть в свободе. И
это право мы утвердим в России навсегда.
Отсюда, именно отсюда сила
нашей белой организации: ибо нет более крепкой, более
выдержанной, более неразрушимой дисциплины, чем та, которая
рождена свободной убежденностью и силой характера. Этой
дисциплине не страшны никакие трудности, никакие искушения,
никакие страхи и соблазны. Потому что она питается свободною
верою и свободною волею самого дисциплинированного борца. Она
родит не слепую покорность, пассивную и двусмысленную, и не
послушание за страх, рабское и лукавое, – а за свободное
повиновение, за совесть. И такое повиновение покоится на
преданности и становится творчеством. Что может превзойти его по
силе? И отсюда наш девиз: силен свободным повиновением.
И весь этот душевный уклад,
живущий с большей или меньшей зрелостью в каждом белом борце,
сообщает ему то уверенное спокойствие, которое необходимо ему в
борьбе и неудачах. Он знает всею силою своей веры и своей воли,
что победит то Божье дело, которому он служит; и поэтому
«неудача» есть для него не более, чем отсрочка победы; и
видимость «поражения» не может его поколебать. Победа есть для
него вопрос правоты, правоты перед лицом Божиим; а молитва, воля
и время довершат дело и развеют призрак вражьего успеха. Он
следует девизу: в правоте моя победа; и уверенно предвкушает
победу в самой своей смерти. Ибо он всегда помнит другой белый
девиз, утверждающий, что свободный в жизни, силен в смерти.
Именно такова наша белая
борьба за родину. Россия для нас не просто «территория», и не
просто «люди», и не только «быт», «уклад» и «мощь». Но это
прежде всего, национальный сосуд Духа Божия; это наш родной
алтарь, и храм; и освященный им, кровный, дедовский очаг. И
поэтому «родина» есть для нас не предмет бытового пристрастия, а
подлинная религиозная святыня. Борясь за родину, мы боремся за
совершенство, и силу, и свободу русского духа; а для его
расцвета нам нужна территория, и быт, и государственная мощь. И
потому – не бытовой, а религиозный смысл имел для нас всегда наш
кличущий девиз: все за родину, всё за родину.
России – родине и были даны
с самого начала наши молчаливые, наши грозные клятвы, когда
поколебались основы ее бытия и ее быта. Они были даны там, в
донских степях, и в северных снегах, и в сибирской тайге, и в
первых одиночках Москвы. Мы ни в чем не изменили с тех пор этим
клятвам: они помогли нам найти друг друга; они закалили нас; они
сделали нашу армию органом национального достоинства и спасения.
И ныне, обертываясь на пройденный путь, мы знаем, сколь верен и
мудр наш девиз, утверждающий, что блаженство в верности.
Могли ли, могли ли мы,
должны ли были действовать иначе, чем мы действовали? В час
величайшей беды, в час национального крушения и унижения, могли
ли мы не встать и не принять на свои плечи бремя, свалившееся на
нашу родину? Разве патриот отделим от своего отечества? Разве
есть для него жизнь, и солнце, и радость, когда гибнет его
родина? Или он может делить с нею годы расцвета и отступать от
нее в часы гибели? Слабы были наши плечи; скудны были наши силы;
неясны были наши пути… Но нас вел наш святой, добровольческий
девиз: подъемлю доброй волею – и родина оценит наше белое дело.
Мы верим в это и будем
верить до конца; ибо дух народа и совесть народа произносят свой
суд тогда, когда действовавшее поколение уходит из жизни и
стихает кипение личных страстей, тщеславий и честолюбий; когда
беспристрастная история вскрывает архивы, освещает поступки
намерениями и вычитывает сокровенный смысл событий. Тогда
обнаружится во всей своей полноте наша историческая и идейная
правда и Россия не забудет тех, кто пошел за Алексеевым и
Корниловым, не ища для себя ничего и отдавая все, что человеку
бывает дорого в личной жизни. Ибо их девиз гласил: любовью
ведом, жертвою очищаюсь.
Что нам отзывы современных
недругов, зоилов и клеветников? Что знают они о наших подлинных
побуждениях и целях? Что нам кривые суждения непротивленцев и
ханжей, полупредателей и лицемеров? Что знают они о нашей
«сухости» и «жестокости», о нашем «бессердечии» и
«злобствовании»? Не им дадим ответ; не их суда мы ждем. Наш
девиз учит иному; он говорит: служу России, отвечаю Богу.
Богу и судьбе было угодно
так, чтобы жизнь наша была настигнута великою русскою смутою,
имя которой «революция», «гражданская война» и «коммунизм». Не
мы вызвали эту смуту; не мы хотели революции; не мы начали
гражданскую войну; не мы губили Россию коммунизмом. И, может
быть, многие из нас мечтали бы родиться в другую эпоху и служить
России иначе. Но жребий был брошен и притом не нами;
предотвратить трагедию было не в наших силах. Мы могли только
мужественно принять ее и честно изжить ее в борьбе.
Весь дух этой смуты был
тягостен и отвратителен нам. Ибо это был дух жадности и
посягательства, зависти и злобы. А наш дух иной, обратный смуте:
жертвую, но не посягаю; соревную, но не завидую. Перед нами было
одно задание, один исход: надо было спасать Россию; надо было
избавить ее от духовной заразы; надо было остановить ее
распадение. И гражданская война стала для нас духовной
неизбежностью. Жалок тот народ, который при таких условиях не
нашел бы в себе сил для военного сопротивления… И Россия нашла
их в нашем лице. И если бы история вернулась вспять, мы
совершили бы опять то же самое… Но не личная ненависть водила
нас в бой и не личная злоба; и не мести искали мы. И ныне,
предвидя возможное возобновление борьбы, свидетельствуем: не
месть, не месть, а отрезвление, очищение и примирение несем мы в
Россию. Ибо наш девиз: побеждаю, но не мщу. Мы не одержимы духом
гражданской войны; мы знаем ее гибельность и ее безумие. И никто
из нас не прольет в России ни одной лишней капли крови.
Да, белое дело состоит в
том, чтобы бороться за родину, жертвуя, но не посягая; утверждая
народное спасение и народное достояние, но не домогаясь прибытка
для себя; строя национальную власть, но не подкапываясь под нее;
служа живой справедливости, но не противоестественному равенству
людей. Мы не верим в справедливость насильственного уравнения и
имущественного передела; мы не верим в целесообразность общности
имуществ, в правоту социализма, в спасительный коммунизм. Дело
не в бедности, а в том, как справляется дух человека с его
бедностью. Дело не в богатстве, а в том, что делает человек со
своим богатством. Дело не в бедности и не в богатстве, а в том,
чтобы каждый человек мог трудиться; трудясь, строить и
преумножать; преумножая, творить новое и делиться с другими. Мы
утверждаем естественность и необходимость частной собственности
и видим в ней не «грех» и не «стыд», а личное и общественное
духовное задание. И потому наши девизы: собственность и
творчество; изобилие и щедрость.
И мы знаем, что на этих
основах будет строиться грядущая, новая Россия.
Она предносится нам единою,
ибо в центробежном распаде государство не живет, а умирает, не
крепнет, а слабеет и гибнет. Она предносится нам великою, – в
качестве и в размере, в духе и в силе, в заданиях и в
достижениях. Она предносится нам примиренною – установившей мир,
терпимость, доверие и уважение среди своих народностей, классов,
провинций и сословий. Она предносится нам возрожденною – в
религии и в просвещении, в правопорядке и в хозяйстве, в семье и
в быту. И мы выражаем этот облик в нашем исконном девизе: единая
великая, примиренная, возрожденная.
Мы не сомневаемся в том, что
это грядет и осуществится. Россия была духовно больна перед
смутой; революция явилась, как обострение и развитие этой
болезни. И вот, в страданиях и лишениях открываются глаза у
наших братьев, несших доселе иго коммунистов: идет отрезвление и
оздоровление; выдыхается ненависть и истощается зависть; в душах
пробуждается патриотизм и гражданственность. Русский в русском
опять научается видеть брата по крови и духу, а в России единую
и общую мать. Близится тот час, когда все поймут, что у родины
нет и не может быть пасынков; что у нее не должно быть
обездоленных, бесправных, беззащитных и угнетенных; что русским
становится всякий, кто огнем своей любви и воли говорит «я –
русский!» И когда придет этот час, тогда все почувствуют и
поймут, что в единстве русского лона – все остальные деления
второстепенны и несущественны; что все «классы» и все «партии» –
для России, что Россия существует не для классов и не для
партий. И тогда победят наши девизы: первый – сыны и братья;
второй – один за всех, все за одного.
Вне этих основ нет здоровой
государственности; и на них будет стоять наша Россия. Знаем, что
для этого русские души по обе стороны родного рубежа должны
очиститься от предреволюционных недугов и революционных
страстей; что они должны погасить в себе старый дух и зажечь
новый; что они должны приять по-новому родину, как целое и
восчувствовать по новому государственное дело России. И прежде
всего усвоить дух качества и дух служения.
Не худшему, а лучшему должен
быть открыт путь вверх. Всякий государственный строй, не
соблюдающий этого, обречен на гибель. Путь вверх должен быть
открыт не тому, кто одержим похотью властвования, а тому, в ком
государственная воля и разумение соединяются с обостренным
чувством ответственности; не бесчестному демагогу и не
бездарному интригану, а мужу служения и совета; не тому, кто
ранее чем то был, а тому, кто ныне способен к несению
государственного бремени. Тому – кто умеет обретать свое
достоинство в служении; кто словом или делом исповедует, что
власть есть бремя и что верность долгу есть утешение. Мы верим,
что править Россиею и вести ее должны ее лучшие сыны. Отсюда наш
девиз: дорогу честности и таланту; и еще: нами правит лучший.
Будет ли это русский
Государь? Доживем ли мы до этого счастья, чтобы его благая и
сильная воля всех примирила и объединила, всем дала
справедливость, законность и благоденствие?.. Будет, но не
ранее, чем русский народ возродит в себе свое древнее умение
иметь Царя… А до тех пор мы примем волю и закон от того русского
патриота, который поведет Россию к спасению, кто бы он ни был и
откуда бы он ни пришел: ему наша сила, ему наша верность, ему
наше свободное повиновение за совесть. Ибо он будет живым
органом России, орудием ее национального самоспасения.
Пусть в этом деле не
проснется дух раздора, тягания, отмщения, требовательности и
местничества… Пусть личная жертвенность и государственная
амнистия совместно погасят обиды и несправедливости смутного
времени. Пусть раскаяние и личная годность духа дадут исход
тому, кто позволит революции увлечь себя; пусть только бывшие
«красные» солдаты и офицеры поймут, кому они служат, вспомнят
свой долг перед Россией и братски, да, братски воссоединятся с
нами; пусть, наконец, всякий русский, живший за рубежом,
свободно вернется и найдет свое место в возрождающейся родине.
России нужны все ее национальные силы, все ее верные сыны, все,
кто несет ей преданность, а не предательство. Все они составляют
ее живое достояние; все они должны быть призваны и соблюдены;
все должны быть допущены к новому творчеству и строительству. И
наш девиз выговаривает это в словах: творю и соблюдаю. Ибо в
жизни человека и народа – новое всегда создается и вырастает из
соблюденного старого; и отвергающий свое историческое достояние,
обессиливает себя самого…
В верном предвидении этого,
в крепкой уверенности живут и подготовляют это возрождение
России люди белой идеи. Они знают друг друга; и доверяют друг
другу; и доверяют своим вождям. Их основной и последний девиз –
ЛЮБОВЬЮ и КРОВЬЮ СПАЯННЫЕ – останется до конца их утешением и
опорою. Что бы ни случилось еще; какие бы удары ни были еще
нанесены белому делу и откуда бы они ни последовали – эта спайка
переживет все и сохранится до конца. Ибо она необходима России.
Так, мы спаялись друг с другом, – любовью к родине и кровью на
полях чести, – так да спаяемся в будущем с нашими братьями,
офицерами и солдатами, ныне имеющими несчастье числиться в
красной армии! Так, как мы нашли друг друга в добровольном
служении России, в жертвенной борьбе за нее и в свободном
повиновении нашим вождям – так должны найти себя и объединиться
все русские люди от земледельца до ученого, от рабочего до
художника! Белая идея больше нас: она велика, как Россия, и она
должна охватить ее всю. Белое дело не нами началось: оно
коренится в исконных русских традициях и оно доступно всем
русским сердцам без исключения. Белый дух не нами кончится: он
будет вести и строить Россию и тогда, когда нас не будет в
живых…
Ибо этот дух не дух части, а
дух целого. Это дух русского национального всеединства. И дело
это есть правое дело. И идея эта есть верная идея.
И именно поэтому – за нами
будущее…
...К
предыдущему
К
следующему...
Официальный сайт 1 отдела Русского Обще-Воинского Союза.
Редакция: Подпоручик Алексей Белкин.
e-mail:
1otdelrovs@mail.ru
Начальник 1 отдела РОВС: Подпоручик А.С. Терзов;
e-mail:
terzov@bk.ru
|
|