|
Штабс-капитан И.В. Родин
ВОПРОСЫ
КОМПЛЕКТОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРМИИ
Не вдаваясь глубоко в
историю вопроса, необходимо сказать, что, пройдя более чем
двухсотлетний путь проб и ошибок, Русская Армия незадолго до
Великой войны все-таки перешла на территориальный способ
комплектования вооруженных сил. Что дает такой способ? Во-первых
не тратятся большие государственные средства на перевозку
призывного контингента на весьма большие расстояния (реалии
России), во-вторых этот же контингент уже нет необходимости
экипировать согласно времени года и климатическим условиям,
в-третьих мы сохраняем здоровье молодых людей не заставляя их
служить в совершенно иных и неблагоприятных климатических зонах.
Также, как известно, проезд солдата к месту проведения
краткосрочного отпуска осуществлялся по льготным тарифам. При
территориальной системе комплектования многие военнослужащие
будут служить в своих родных городах и населенных пунктах или в
непосредственной близости от них, а при следовании в увольнение
домой некоторые в прямом смысле слова будут просто переходить на
другую сторону улицы. Видится совершенно необходимым вернуть
полкам их имена – названия по городам основного первоначального
комплектования. Т.е., если мы говорим, к примеру, 5-й пехотный
Владимирский полк, то имеется ввиду, что полк изначально
формировался в городе Владимире и имел место постоянной
дислокации там же. При перемене места постоянной дислокации,
имеет смысл направлять всех уроженцев-призывников Владимира
именно в этот полк. Как известно, служба родственников и
земляков в одной части всегда приветствовалось в Русской Армии.
Все упомянутые вопросы
касаются современного состояния армии и в т.н. переходный
период. Главный вопрос, который предстоит решить – это способ
комплектования армии и флота нижними чинами. Рассмотрим основные
способы, которые известны на сегодняшний день. Упомянем в первую
очередь всем хорошо известную всеобщую воинскую обязанность и
отсюда комплектование вооруженных сил нижними чинами срочной
службы. Однако всем известны недочеты этой системы и в той же
советской армии все большее количество должностей заполняли
профессионалами. Далее идет контрактная или наемная армия, в
которой нижние чины служат определенное количество лет, которое
продлевается по их желанию. Такую армию уже нельзя назвать
проходным двором, но смена личного состава происходит все же
достаточно часто. Следующим по списку идет смешанный принцип
комплектования, когда часть нижних чинов служит по контракту, а
часть по призыву, причем последних меньшее количество. По этому
пути идет целый ряд современных армий. И, наконец, высший тип
армии, где все категории личного состава являются
профессионалами, т.е. служат в армии основную часть своей жизни.
Но, увы, такой армией можно полагать только Русскую
Императорскую Армию, когда в ней нижние чины служили по 20-25
лет. Также, ее можно еще полагать профессиональной, когда срок
службы был сокращен до 15 лет в строю.
Исходя из исторических
традиций России, экономических условий, необходимости наличия
обученного запаса нижних чинов, видится необходимым частично
сохранить призыв военнослужащих срочной службы. Сам путь наших
вооруженных сил к определенной системе комплектования видится
следующим. Во-первых, необходимо создать все условия для
реального перехода армии и флота на вначале смешанную систему
комплектования. Для этого требуется полностью и, прежде всего,
решить квартирный вопрос в первую очередь, и во вторую –
достойный размер денежного содержания. Говорить о каких-то
реальных цифрах сейчас не видится возможным. Только при
наведении минимального порядка в экономике – полного
соответствия цен зарплатам и наоборот (что и наблюдалось до
революции), а также введении единой минимальной почасовой ставки
оплаты труда, можно будет говорить и о реальных цифрах. Причем,
военнослужащие срочной службы должны проживать в таких же
квартирных условиях, как и контрактники. Контрактниками должны
замещаться, прежде всего «боевые» должности и специальности. На
примере мотострелкового отделения, состоящего из 8-ми человек,
можно сказать, что контрактниками должны быть: командир
отделения, наводчик-оператор, механик-водитель, гранатометчик и
пулеметчик. Остальные солдаты могут быть срочниками. Особые
условия должны быть созданы для унтер-офицерского корпуса,
который предстоит воссоздать заново, и на котором будет лежать
основная тяжесть одиночного обучения личного состава. Необходимо
подумать особо о том, что далеко не все из контрактников станут
со временем унтер-офицерами, а тем более фельдфебелями и
подпрапорщиками. Бегать с гранатометом и ползать по-пластунски в
20-25 лет одно, а в 30-35 уже совсем другое. Поэтому, используя
опыт Русской Армии и ряда иностранных, можно предложить выход на
пенсию нижних чинов в званиях рядового и ефрейтора через 15 лет
календарной службы. Т.е. реально выход на пенсию будет
осуществляться в возрасте 33-35 лет. Затрагивать какие-то
реальные цифры мы также не будем. Понятно, что пенсия не будет
большой, но достаточной для того, чтобы, во-первых, до нее было
желание дослужиться, и, во-вторых, по опыту Русской Армии,
получить рекомендательное письмо для работы и службы в целом
ряде министерств и учреждений, с которыми такой порядок будет
согласован и отработан. Т.е. мы практически обеспечиваем
человеку достойную службу и работу до конца его жизни. Что
касается пенсий унтер-офицерского состава, то они должны быть
приближены к пенсиям офицеров и военных чиновников.
Такой порядок даст нам
возможность перейти к по крайней мере почти профессиональному
способу комплектования основного состава нижних чинов армии и
флота, когда молодой человек будет приходить на службу с
желанием дослужиться до пенсии, а не «убежать» по истечению
срока контракта. Вместе с тем, думается необходимым оставить
минимальное число солдат срочной службы для замещения должностей
в хозяйственно-ремонтных и обслуживающих подразделениях. Однако
по личному желанию срочников можно направлять и в боевые
подразделения для обучения боевым специальностям.
Женщины-военнослужащие должны быть полностью замещены мужчинами
и удалены из армии и флота по истечению сроков контрактов.
При решении вопросов
комплектования вооруженных сил необходимо понять в первую
очередь то, что без реального решения экономических и бытовых
проблем личного состава любая реформа будет обречена на провал.
Также последним звеном этой программы должен быть закон о
достойных пенсиях и после пенсионного устройства на работу и
службу.
...К
предыдущему
К
следующему...
Официальный сайт 1 отдела Русского Обще-Воинского Союза.
Редакция: Подпоручик Алексей Белкин.
e-mail:
1otdelrovs@mail.ru
Начальник 1 отдела РОВС: Подпоручик А.С. Терзов;
e-mail:
terzov@bk.ru
|
|